?

Log in

No account? Create an account
Andrew Dovgan
www.adovgan.com
Экспедиция Западные форпосты Руси. Часть 4. Ивангородская Крепость 
26-июн-2011 01:33 pm
Ивангородская крепость (Ивангород, Ленинградская область, Россия), была построена в царствование Ивана III Васильевича летом 1492 года на правом берегу Нарвы. Первоначально она была полностью деревянной. Целью возведения Ивангородской крепости был защита Новгородской земли со стороны её западных соседей.

На левом берегу реки с XIII века стояла крупная крепость рыцарей Тевтонского ордена (Нарвская крепость).

Своей геометрически правильной планировкой Ивангород существенно отличался от других русских крепостей, имевших сложившуюся свободную, асимметричную планировку и композицию.

На протяжении последующих десятилетий Ивангородскую крепость целенаправленно расширяли и укрепляли. После распада Тевтонского ордена Эстония попала под шведское владычество, а после окончания Ливонской войны в 1583 году та же участь постигла и Ивангород.

В 1704 году Пётр Великий отвоевал Ивангород и включил его в состав России.

С 1919 по 1940 год Ивангород входил в состав Эстонии.

Во время Великой Отечественной войны Ивангородская крепость сильно пострадала. После захвата Ивангорода в крепости было устроено два концлагеря для военнопленных. 25 июля 1944 года город был освобождён. Перед отступлением немцы успели взорвать 6 угловых башен, тайник, большие участки стен и внутренние постройки крепости.




www.adovgan.com/photo/travelphoto/old_russia/91





www.adovgan.com/photo/travelphoto/old_russia/91

Очень забавную трактовку истории крепости дает один автопутешественник под ником Спец. Я не удержался и перепостил его описание, оно действительно забавно и при этом в общем-то верное, рекомендую к прочтению -

Про возникновение крепости есть красивая легенда (вообще принаровье богато очень интересными легендами и преданиями): Граница Руси и Ливонского ордена проходила по реке Нарове. На противоположном от нас берегу гордо высилась немецкая твердыня – Нарвская крепость.
И вот как то гостил русский царь у шведского короля (Там фиг поймешь вроде король швед, а немецкие рыцари у него на службе, вобщем запутано там всё, вникать надо  )и когда оба дошли до кондиции ( до нужной) завязалась у них беседа, суть которой сводилось к тому что, царь намеревался возвести здесь крепость и основать небольшой городишко. Шведы естественно в бычку, ясный пень им такое соседство неупёрлось. Царь же пообещал крепость построить маленькую, что типа она рыцарей вообще напрягать не будет, так чисто от алкоголиков и пионеров. Рыцари услышав это начали ехидно гоготать , а король и вещает: маленькую говоришь? Ну ОКей, тока такую маленькую шоб она на лошадиной шкуре поместилась..Рыцари услышав это загоготали еще сильнее, а наш царь невозмутимо так и говорит: да НИВАпрос! Договорились! Но естественно немцы потом пожалели, ибо однажды утром они неслабо так удивились узрев, что на том берегу развернулось нефиговых мастабов строительство, разумеется тут же помчались на разборки и вопрошают: шозанах!? На что царь спокойно ответствует, что всё в рамках договора. Оказалось, что по его приказу лошадиная шкура была порезана на лоскутки длина которых оказалась около 800метров по этому периметру и возводились крепостные стены. На сей раз рыцари возвращались к себе в крепость молча и потом долго слушали Вагнера для снятия стресса. Но мало этого, мы с удивлением узнаем, что детинец (изначальная основная крепость) Ивангородской крепости был построен за 7 недель! Позже Ивангород увеличился и крепость была увеличена почти в 4 раза.
Вобщем возмущаться было поздно,рыцари сидели в своей крепости, мы в своей. Ливонцы из-за циклопических размеров нашей крепости не нападали на нас, мы же на них ибо нафига нам на другой берег плыть, крепость захватывать, потом еще мост к ней строить. В обоих крепостях шла успешная торговля, вобщим создалось положение которое всех устраивало, до тех пор пока не произошли невероятные события в корне изменившие….
Виной всему как во многих случаях стало пьянство. Случился у рыцарей сабантуй, в процессе которого один из лыцалей, артиллерист по натуре, накидался в забрало,(заметьте немцы, а не наши) схватил фитиль (нет бы свой фитиль схватить и запереться с ним в эркер туалете с какой нить порногравюрой)) от пушки поднялся на орудийную палубу)) (у нас пушки в бойницах стояли, а в Нарвском замке тупо на крыше)
и в его помутнённом алкоголем сознании чётко оформилась идея жахнуть из главного калибра по русским варварам, которая с воплями « Руссишь швайнен!!!» была осуществлена, впоследствии к нему присоединились и остальные собутыльники. Одно из ядер избрало местом своего приземления двор храма в котором только, что закончилась вечерняя молитва и прихожане расходились по домам, но домой им вернуться было не суждено((. Увидев такое безобразие воевода не впал в ступор как буш..типа на нас напали сэр!...но и не начал пальбу в ответ, ибо с немцами был подписан договор и воевода подумал, что это провокация: дескать ща мы откроем ответный огонь , а всё прогрессивное человечество обвинит нас в агрессии, нарушении прав человека и т.д. Исходя из этого он отправляет в Москву гонца, с описанием происходящих событий и извечно русским вопросом: Что делать?! И стоически ждёт ответа ибо обстрел немцы к тому моменту уже прекратили и постепенно кураж сменялся мыслями : мля, что же мы наделали(( Воистину железные шары у воеводы.
Гонец, что есть сил ломит в столицу и вот тут дорогой читатель мы сталкиваемся с фактом от которого хочется рыдать, рвать волосы на коленках, выйти на балкон и громко материться воздев руки к небу.
Заключается факт в том, что в ХVI веке в России были самые лучшие в Европе дороги !!! нет ну вы представляете!…и многие иностранные путешественники по России тех времен как нейтральный Олеарий и полюбивший нашу страну всей душой англицкий моряк Ченслор это подтверждают, а всякие там злопыхатели хоть и пишут, что кругом срач и темень, трасса гамно, орги казлы, но паляться на датах отъезда из одного города и приезда в другой,которые свидетельствуют, что дороги у нас были превосходные. К примеру из Ивангорода в Москву был проложен шикарный автобан..точнее конебан)) такой ширины, что по нему в ряд могут скакать 12 всадников!!! Вот и наш гонец умудряется допылить до Москвы 750 км и вернуться обратно за 9 !!!! дней,
И это включая время на почесывание царем Иваном Васильичем бороды и макушки под шапкой мономаха попеременно, решая как же всё ж таки поступить и в результате дав добро на выдачу псам рыцарям гневного пендаля сурового возмездия.
По возвращении гонца воевода начинает операцию по принуждению к миру, для начала начав методичный , довольно плотный обстрел Нарвского замка и готовясь к штурму. И вот как то днём во время обеденного перерыва между обстрелами, наши пушкари замечают, что в Нарве совершенно случайно начался пожар, да такой сильный, что защитники крепости его и тушить не стали. Нашу армию охватила эйфория и начался штурм, более того в штурме участвовали и простые горожане в надежде урвать себе бонус. Через реку переплавлялись кто на чём, вплоть до дверей и просто досок. Нарвский замок был захвачен и Ливонский орден по сути прекратил своё существование, а Россия получила выход к морю.
В настоящее время Ивангородская крепость в достаточно хорошем состоянии, это важный культурный и туристический памятник, там не только проводятся экскурсии, но и снимают фильмы, приезжают со спектаклями театры, в том числе и Мариинка, проходят рок и не только концерты, и вот что характерно: в Нарвском замке они (рок концерты) тож проходят и местные ивангородские пацаны угнездившись на стене выходящей к нарвскому замку, могут шыкарно и отчетливо всё смотреть и слушать, а вот эстонцы нас ФИГ! У нас стены выше и акустика так устроена)))

Вообще о Ивангородской крепости можно рассказывать долго, я же в завершении повествования не могу не рассказать еще одну легенду о ней.
До заключения мира и когда наша крепость не была еще достаточно мощной, мы и ливонцы постоянно устраивали профилактические набеги друг на друга. Эта легенда началась с нашего набега на Нарвский замок, причем успешного..для нас. Защитники отчаянно оборонялись, но тем не менее славные русичи ворвались в крепость и начали творить там вседестрой. В одном из покоев мужественно защищал свою жену и детей нереально отважный рыцарь Индрик фон Беренгаупт. Повсюду бушевал пожар, рыцарь понял, что к нему стремительно и неумолимо приближается белый пушной зверек, последний раз посмотрел он на свою красавицу жену и…зарубил её мечом - дабы не досталась врагам, ту же манипуляцию он планировал проделать и со своим сыном и впоследствии с собой, но угарный газ сделал своё гнусное дело и рыцарь с мечом в руках потерял сознание. Русичи ворвались в замок и увели с собой маленького сына Индрика - Отто. Индрик позже всё таки очухался и осознав утрату пришел в бешенство. Собрал всех и торжественно принёс клятву не знать покоя, не видеть света до тех пор пока не вернет сына. После чего помощники погрузили его в колодец из которого он начал рыть тоннель во внутренний двор Ивангородской крепости.
Долгих 20 лет, днём и ночью, почти без отдыха, прерываясь на то чтобы поесть ( помощники спускали в тоннель еду, а обратно поднимали землю.),
с упорством проходческого щита лефортовского тоннеля Индрик копал и копал. И уж неизвестно как он там ориентировался, но в итоге он привел тоннель именно в планируемую точку. И вот когда тоннель от внутреннего двора отделяла лишь крохотная перегородка он вернулся в Нарвский замок. Елы палы! ( Во что превратился некогда высокий, сильный и мощный рыцарь Индрик!(( перед его соратниками стоял почти слепой, дряхлый сгорбленный старик(( Немного откормившись, набравшись сил и дождавшись ночи, он совершил то, ради чего трудился эти годы: разрушив перегородку он незаметно прокрался в Ивангородскую крепость и отправился на поиски сына, тот видимо пошел по нужде или ему просто не спалось, но суть в том, что отец и сын чуть ли не лбами столкнулись. Отец узнал своего возмужавшего сына, Но шайсе!!! Выясняется, что тот принял православие, пользуется уважением у князей и служит царю Иоанну, да еще и на дочке воеводы жениццо собирается. На призыв отца вернуться, сын ответил твердым отказом. В диком отчаянии отец возвращается в замок, где произносит монолог схожий по эмоциональной нагрузке с монологом Гитлера узнавшим о закрытии Торрента, после чего отчаяние сменяется гневом и жаждой мести. Он собирает охочих до махача псов рыцарей и готовится к миротворческой операции. Мы же с вами перенесемся на другой берег Нарвы. Разумеется сын не сдал отца властям ночью как Павлик Морозов, но с утречка, проснувшись, умывшись, почистимши бивни и сделав на балконе гимнастику с гантельками он прямиком направился к воеводе
и сообщил, что дескать ночью пошел по нужде и чуть не провалился в какую то яму, а вдруг это секретный тоннель прорытый наймитами капитализма для внезапного и вероломного штурма!? Ты б проверил…
В наши дни он бы возможно получил бы ответ типа : обязательно проверим, и сообщим вам на недельке. Но мы же помним каков был воевода, немедленно собрал он воинов и сам во главе отряда юркнул в тоннель и устремился навстречу неизвестности. В это время из пункта Б
по тоннелю в Ивангородскую крепость ломился отряд аццких лыцалей с факелами и Индриком во главе. И вот на середине тоннеля они сшиблись и началось жесткое рубилово, и было оно настолько лютым, что своды тоннеля не выдержали и бурные воды реки Наровы порвали этот несостоявшийся метрополитен к едрени фени, похоронив там отважных воинов.

This page was loaded авг 20 2018, 8:30 pm GMT.